01.01.15
Конкурс РФФИ 2015 года
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) проводит конкурс проектов участия российских ученых в научных мероприятиях, проводимых за рубежом 2012 года. Заявки принимаются до 01.11.2015 Внимание Вышла в продажу вторая редакция книги "Twenty-First Century. General Chemistry" |
Home / Учебник ОБЩАЯ ХИМИЯ / Глава 5. Химические реакции / Как протекают химические реакции Как протекают химические реакции
§ 5.2.1 Энергетический стимул и активные частицыВ ходе химического превращения разрушаются одни (старые) связи и образуются новые. Как уже отмечалось, для разрушения химической связи требуется энергия в среднем около 300 кДж/моль (что соответствует температуре около 2500°С). Но в окружающем мире при температурах 20-35°С постоянно протекают миллионы химических превращений: в атмосфере, в почве, в живых организмах. В связи с этим неизбежно возникает следующий вопрос: 2H2+ O2 → 2H2O Реакция не начинается самопроизвольно - поэтому через смесь двух газов пропускают электрический разряд или вносят горящую лучинку. Раздается звук небольшого взрыва! Связи в молекулах кислорода и водорода разорвались, и образовалась новая связь между атомами водорода и кислорода в молекуле воды. Второй пример, опять-таки, из школьных уроков химии. Учителя весьма наглядно демонстрируют ученикам, что такое химическая реакция, когда сливают растворы сульфата натрия и хлорида бария. Эти две бесцветные жидкости тотчас же производят белый осадок сульфата бария: BaCl2 + Na2SO4 → BaSO4↓ + 2NaCl В ходе этой реакции происходит разрыв связей между барием и хлором, а также натрием и серой, хотя термически эти связи не разрываются даже при 2500°С, для этого нужна температура выше 5000°С. Интересно, что в сухом виде эти две соли в реакцию друг с другом не вступят. Третий пример будет нам нужен для дальнейшего обсуждения химических процессов. Это - взаимодействие хлора с водородом: Cl2 + H 2 → 2HCl Если смешать эти газы в темноте, то реакция не пойдет. Однако даже при кратковременном освещении оба вещества начинают интенсивно реагировать друг с другом. Рассмотрение всех трех примеров наталкивает нас на очевидный вывод: Для разрыва химической связи более «легким» путем, чем термический, необходимо энергетическое стимулирование реагентов. В наших случаях роль стимула выполнило пламя или электрический разряд для горения водорода, растворитель - для взаимодействия хлорида бария с сульфатом натрия и свет - для реакции между хлором и водородом. Возникает следующий вопрос: в чем суть энергетического стимулирования? Все три реакции, приведенные нами в качестве примеров, уже давно и хорошо изучены. Для нас в данный момент важен один экспериментально установленный факт: сами по себе смеси реагентов состоят из их молекул, а после стимулирования в реагирующей смеси появляются иные частицы исходных веществ. В смеси водорода с кислородом после поджигания или пропускания электрического разряда, а также в смеси водорода с хлором после освещения наряду с двухатомными молекулами обнаружены отдельные атомы этих газов. Сульфат натрия и хлорид бария после растворения в воде распадаются на ионы: катионы металлов (Na+, Ва+) и анионы кислотных остатков (SO42+, Cl-). Атомы и ионы в данном случае являются активными частицами, которые запускают процесс химического превращения. В большинстве случаев химические реакции инициируются активными частицами исходных веществ, отличными от молекул: радикалами, ионами, координационно-ненасыщенными соединениями. В наших примерах в роли радикалов выступают их простейшие представители: атомы. В органической химии известны радикалы очень сложной структуры. Как правило, это часть молекулы органического вещества, «лишенная атома водорода».Каким же образом активные частицы запускают химические процессы? Разберем последовательно простейшие реакции с радикальным и ионным механизмами. С процессами, в которых участвуют координационно-ненасыщенные соединения, познакомимся в главе 5.3 «Катализ». Теория активных столкновений >> |