01.01.15
Конкурс РФФИ 2015 года
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) проводит конкурс проектов участия российских ученых в научных мероприятиях, проводимых за рубежом 2012 года. Заявки принимаются до 01.11.2015 Внимание Вышла в продажу вторая редакция книги "Twenty-First Century. General Chemistry" |
Home / Учебник ОБЩАЯ ХИМИЯ / Предисловие / Точка зрения Джеймса Спенсера Точка зрения Джеймса СпенсераДжеймс Спенсер (председатель рабочей группы) опубликовал в 1991 г. в JСЕ (№3 с.182) отчет по результатам работы этой группы. Согласно Спенсеру: "На протяжении последних 30 лет общая химия была предметом бесчисленных симпозиумов, собраний и конференций. Мало что осталось невысказанным о ее курсе. Были обозначены подводные камни, обсуждены различные системы принципов, детально рассмотрены способы подачи и оценка материала. Эти дискуссии не принесли большой пользы. Однако, никогда ранее решение о пересмотре программы курса по общей химии не было столь единодушным". "Курс общей химии для колледжей переполнен большим количеством тем. Это так, несмотря на частую критику, что программа вводного курса химии для колледжей включает больше тем, чем студенты могут освоить". "Нет основополагающих принципов для определения курса общей химии. Нам не хватает методических основ. Что мы должны делать в аудитории или учебной лаборатории и почему (как) мы должны это делать? Как мы преподаем? Что мы хотим получить от студентов? Каковы желаемые результаты? Почему не существует указаний (разработок) для преподавателя? Нам не хватает методических основ". Учебники слишком толстые, так как у нас нет единого ядра построения курса, нет согласия по принципам и стратегии обучения. "Возможно, мы пытаемся научить тому, что недоступно для понимания в общем курсе? Может быть, следует использовать выражение "недоступно для понимания на данный момент". Если есть темы, которые обязательно должны быть пройдены, то следует искать новые пути, которые помогут усвоить эти темы в общем курсе. Имеется несколько тем, которые следует преподать, и мы можем уделить им больше внимания по сравнению с другими. Некоторые из таких тем перечислены в Таблице 1. ТАБЛИЦА 1. Калориметрия "Почему мы вообще вводим ΔG? Вероятно, для того, чтобы можно было ввести уравнение ΔG = -RT ln K. Можем ли мы обучить этим понятиям без ΔG? Я думаю, мы можем, а главное - должны, потому что, чем раньше выучен принцип, тем сложнее его забыть. Если мы считаем, что стандартная свободная энергия необходима, мы должны каким-то образом ввести формулу: ΔG = ΔDG0 +RT ln Q; но ведь это усложнение вводного курса. Мы полагаем, что понятия следует упрощать настолько, чтобы их можно было изучать в общем курсе. "Мы просим студентов подставить соответствующие числа и подсчитать ΔT или молекулярную массу. Мы признаем за собой желание получить численное значение, а не обучить понятиям, для которых производятся расчеты. Я полагаю, что одной из причин того, что мы делаем, состоит в облегчении экзаменационной проверки. Понимание концепции проверить сложнее, чем численный ответ. Содержательно ориентированные экзамены требуют запоминания; экзамены должны быть нацелены на понимание основных представлений". ТАБЛИЦА 2 Теория молекулярных орбиталей P.S. Таблица 2 содержит темы, которые лучше включить в последующий курс. ТАБЛИЦА 3 Подбор коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях "Последний вопрос, который мне хотелось бы поднять, мог бы лечь в основу того, чему мы учим: Зачем им это знать? Cледует тщательно проанализировать, что мы хотим, чтоб студент получил по окончании курса. Не преподаем ли мы знания, которые просто легко проверить? "Прежде чем представить тему на общем уровне, следует задаться этим и другими вопросами: Был ли этот материал упрощен до потери достоверности? Отвечаем ли мы на вопросы прежде, чем мы их задаем? Зачем им надо это знать?" "Умозаключения о том, что необходимо или желательно в общей химии, не новы, однако, мало что достигнуто в определении новых направлений содержания курса. Всегда есть те, кто скажет: "мы хотим изменений и стараемся сделать курс проще". Но я не сторонник этого. Химия - сложный предмет, она таковой и останется. Мы должны обозначить цели, но эти цели должны быть достижимы, и их достижение должно быть целесообразным. Исключение недоступного для понимания материала делает оставшийся в курсе материал более изучаемым, так мы можем больше времени и внимания уделить важным темам". "Поскольку химия обладает иерархической структурой и требует изучения по вертикали, курс должен содержать элементы, подготавливающие студентов к последующим курсам. Однако идея изучения определенного количества материала не так важна, как изучения меньшего его количества, но лучше. Мы вынуждены думать о том, что, по нашему мнению, от нас ожидают последующие курсы и другие дисциплины. Я не верю, что нам нужно покорно следовать определенному содержанию. Лучше будет, если студенты поймут, что такое насыщенный раствор, чем научатся делать соответствующие расчеты. Ни один студент не должен завершить курс общей химии, не поняв, почему химики верят в атомы. "Студенты должны получить знания о макроскопической картине мира и строении вещества, свойствах элементов, их соединениях и реакциях между ними. Студенты должны понимать общую структуру химии. Иными словами, они должны иметь представление о микроскопическом строении и свойствах вещества, которые позволяют химикам объяснять, предсказывать и управлять макроскопическими свойствами веществ". "Не существует подхода, отвечающего всем запросам, который не требует выделения основы(базы) содержания обучения, и который может быть использован для изучения других объектов. Базовый подход предполагает наличие основных концепций и принципов, которые знает каждый студент, пройдя курс. Если один раз такая база определена, она становится важным дополнением для определения учебного курса". Точка зрения Джеймса Спенсера
|